Исторический кружок
3-4 класс - 30 минут. История Древнего мира
5-6 классы - 60 минут. История Древней Руси
Поэтому мы осознанно отошли от принципа хронологической последовательности изучаемых тем. Весь курс состоит как бы из набора самостоятельных кубиков-блоков. Которые можно проходить в любом порядке. Так что начинать заниматься можно в любое время. Не важно, сколько времени до этого работала группа. Новый ученик все равно сможет легко в нее влиться.
Наш курс - это не расширение школьного учебника. Он совсем другой. Мы будем куда меньше говорить про войны и политику. А даты и имена хоть и будем учить, но не столько ради них самих, сколько чтобы освоить методики запоминания. Нам важнее, чтобы ребята смогли ощутить дух прошлых эпох. Поэтому мы знакомим их в первую очередь с тем, что называется культурой: бытом людей, философскими взглядами, искусством, литературой.
Наша методика отличается от школьной. Ребята узнают о жизни людей в далекие эпохи не по рассказам учителя. И тем более не из учебника. Вместо этого мы даем ребятам возможность почувствовать себя настоящими исследователями. Они изучают документа, анализируют произведения искусства и литературы, работают с картами, делают выводы по настоящим археологическим находкам.
На занятиях мы учим ребят концентрировать внимание, искать логические взаимосвязи, эффективно запоминать информацию.
Для этого мы кроме всего прочего широко используем упражнения, почерпнутые из арсенала практикующих психологов. Синтез педагогических и психологических инструментов дает, на наш взгляд, наибольший эффект
Выглядит это примерно так:
Начался урок - упражнение на запоминание.
Затем 2 слова говорит учитель.
И снова - задание по карте.
Выполнили - преподаватель задает какой-нибудь каверзный вопрос.
Затем - исторический документ: тут уж тренируются и логика, и внимание, и память.
И так - весь урок. Пофилонить времени не остается.