Главная \ Образовательная программа математического кружка

Образовательная программа математического кружка

Индивидуальный предприниматель 

Верещагин Дмитрий Николаевич


   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности 

«Занимательная математика»










 

г.Чехов-2021г.

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» относится к виду дополнительному образованию, подвиду- дополнительное образование детей и взрослых.  По своему функциональному предназначению программа является общеразвивающей. В ходе занятий дети должны проявить комплексные знания и умения в области математики, поэтому в программе сделан акцент на усиление в содержании деятельностного компонента, активизации самостоятельной познавательной деятельности. Направленность программы естественнонаучная.

Данная программа разработана с учетом требований:

 - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;   

- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);

- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);

- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564);

- Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).

 

1.1. Педагогическая целесообразность, новизна программы.

Умение решать нешаблонные задачи в современном обществе является неотъемлемой частью  профессиональной, общественной и личной жизни человека и средством включения в социокультурное пространство. Именно поэтому педагогически целесообразно создание условий для формирования и развитие навыков решения нестандартных математических, логических и прикладных задач через использование активных, традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения. Программа составлена для детей различных возрастов. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов. 

Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий,  направленных на активизацию мыслительного процесса обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности. Преимущество предлагаемой программы заключается в том, что  основное внимание в ней уделяется выработке умений и навыков решения именно нешаблонных задач.

1.2. Актуальность. 

       Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию сознательных мотивов обучения и базовых школьных навыков. Особое внимание в программе уделяется решению нестандартных задач, нацеленных на выработку навыка самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические и логические модели. И наконец материал программы включает в себя первоначальные знания в области информатики и учит алгоритмическому мышлению, что особенно важно в наш компьютерный век. 

 1.3. Направленность программы, ее цель и задачи.

Задачей данной программы является формирование и развитие мыслительных навыков учащихся в полном их комплексе, а также создание положительной мотивации к обучающей деятельности, популяризация математических и естественнонаучных знаний.

Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.  

Программа рассчитана на базовый уровень овладения школьными знаниями в области математики и других предметов естественнонаучного блока.

Основная цель программы:

-развивать математический образ мышления

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики и других естественнонаучных знаний.;

-содействовать умелому использованию научного языка и символики;

-учить правильно применять специальную терминологию;

-развивать умение выстраивать алгоритмы решения;

-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. 

 

1.4. Отличительной особенностью данной программы является ее соответствие общим принципам:

 

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность обучающегося, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно-ориентированные принципы

Принцип целостности содержания образования. 

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания. 

 

1.5. Возраст обучающихся: 6-12 лет.

 

1.6. Нормативный срок обучения: 72ч.

 

1.7. Режим занятий: один или два академических часа в неделю.

Количество обучающихся в группе от 1 до 5 человек

В соответствии с нормами САНПиН продолжительность занятия составляет 30 минут, перемены не менее 10 минут.

Форма организации деятельности по программе – индивидуальная или групповая.

1.8. Форма обучения: с применением дистанционных технологий.

1.9. Язык обучения: русский.

1.10. Планируемые результаты освоения содержания программы 

Ожидаемые результаты:

  • закрепление математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

 - развитие логического мышления, алгоритмической культуры математического мышления;

 - формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, умения находить, формулировать и решать проблемы. 

В результате изучения программы обучающиеся должны знать: 

- существо понятия алгоритма; 

- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; 

- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; 

 должны уметь: 

-бегло выполнять в уме арифметические операции;

-производить подбор логически обоснованных решений

-проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений; 

- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи в соответствии требованиями общеобразовательной программы по математике для школьников соответствующей возрастной группы; 

- решать практические задачи, связанные с нахождением величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства; 

- решать логические задачи; 

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов; 

- графически иллюстрировать условие задачи и этапы ее решения

 

1.11.Формы работы: 

-практические занятия;

-самостоятельная работа.

При самостоятельной работе обучающиеся пользуются предоставляемыми учебным центром обучающими материалами;

Поскольку программа является дополнительной по отношению к школьному образованию, с целью недопущения чрезмерной нагрузки на учащихся программа нацелена на отработку и усвоение материала во время самих занятий и не предусматривает выполнения домашнего задания.

Контроль за качеством усвоения учебного материала осуществляется посредством промежуточных и итоговой аттестации.

Формы промежуточного контроля: тестирование.

Форма итоговой аттестации: итоговое тестирование.

 

1.12. Итоговый документ: Сертификат об обучении. Выдаётся по желанию ученика при условии полного прохождения курса обучения и успешного прохождения итоговой аттестации.

 

 

3.КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Темы курса

Всего часов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

   

П/ р

С/ р

   

Решение логических задач

18

16

2

Решение задач, выполнение упражнений, математические игры, устный счет

Тестирование

Текстовые задачи

18

16

2

Решение задач, выполнение упражнений, математические игры, устный счет

Тестирование

Геометрия

12

10

2

Решение задач, выполнение упражнений,

Тестирование

Математические ребусы

4

2

2

Математические игры, устный счет

Тестирование

Счет и свойства чисел

8

6

2

Выполнение упражнений устный счет

Тестирование

Доказательства

8

6

2

Решение задач, выполнение упражнений, математические игры, устный счет

Тестирование

Аттестация

4

 

4

Тестирование

Тестирование



 

 

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Номер урока

К-во часов

Название урока

Содержание урока

Тематика задач

Развивающие упражнения

1

 

Развиваем логику

Задачи на логику

Задание на память, на концентрацию внимания и соответствия

2

 

Задачи на количество

Задачи на больше-меньше, на нахождения лишнего

Задание на память, на концентрацию внимания и соответствия

3

 

Задачи с последовательностями

Задачи с последовательными действиями, на логику, начало комбинаторики

Задание на память, на концентрацию внимания и соответствия

4

 

Миссия выполнима

Задачи на логику

Задание на память, на концентрацию внимания и соответствия

5

 

Веселые числа

Задачи на логику, разряды, соответствия, найти лишнее

Задание на память, на концентрацию внимания и соответствия

6

 

Магические фигуры

Задачи на логику, геометрические фигуры, площадь, на счет

Задание на память, на концентрацию внимания, пространственное мышление

7

 

Комбинаторика

Задачи на логику, комбинаторику, на счет

Задачи на память, концентрацию внимания

8

 

Больше, меньше или равно?

Задачи на логику, на больше-меньше, последовательность

Задачи на память, концентрацию внимания

9

 

Задачи на соответствие

Задачи на больше-меньше, на логику, на соответствие

Задачи на память, концентрацию внимания

10

 

Задачи с частями

Задачи на логику, на счет, с частями

Задачи на память, концентрацию внимания

11

 

Играем в сыщиком

Задачи на логику, формирование причинно-следственной связи, на счет

Задачи на концентрацию внимания, на память, на пространственное мышление

12

 

Кто где?

Задачи на логику, соответствие и сравнение

Задачи на память, концентрацию внимания, пространственное мышление

13

 

Промежуточное тестирование

   

14

 

Кто больше

Задачи на логику, на счет, на количество

Задачи на память, пространственное мышление, на концентрацию

15

 

Задачи на расстояние

Задачи на расстояние, на счет, на количество, на счет

Задачи на память, концентрацию внимания

16

 

Числовые выражения

Задачи на больше-меньше, соответствие, на счет

Задачи на память, концентрацию внимания

17

 

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

Задачи на соответствие, на нахождение неизвестного слагаемого

Задачи на память, на концентрацию внимания

18

 

Страна цифр

Задачи на логику, сравнение, счет

Задачи на память, концентрацию внимания

19

 

Задачи на порядок действий

Задачи на счет, на соответствие, на логику

Задачи на память, на концентрацию внимания, пространственное мышление

20

 

Задачи с объемом

Задачи с объемом, на счет и логику

Задачи на память и концентрацию внимания

21

 

Задачи на количество с умножением

Задачи на больше-меньше, логику, последовательность

Задачи на память и концентрацию внимания, пространственное мышление

22

 

Периметр

Задачи на логику, на счет, на соответствие, геометрическая задача

Задачи на память, на концентрацию внимания

23

 

Наши друзья + и -

Задача на соответствие, на счет

Задание на память, на концентрацию внимания

24

 

Знакомьтесь-умножение

Задачи на соответствие, на логику, на счет

Задача на концентрацию внимания, память

25

 

Задачи на движение

Задачи на логику, на соответствие

Задача на память, на концентрацию внимания

26

 

Промежуточное тестирование

   

27

 

Многоугольники

Задачи на соответствие, на счет, многоугольники

Задачи на память, концентрацию внимание

28

 

Задачи на математический анализ

Задачи на логику, соответствие

Задачи на память, концентрацию внимания

29

 

Знакомимся с вычитанием

Задачи на соответствия, счет

Задачи на память, концентрацию внимания

30

 

Задачи на встречное движение

Задачи на счет, на соответствие, на комбинаторику

Задачи на память, пространственное мышление, концентрацию внимания

31

 

Мы считали, мы считали

Задачи на комбинаторику, логику

Задачи на устный счет, концентрацию внимания

32

 

Задачи на время

Задачи на логику, на время, на соответствие

Устный счет, концентрация внимания

33

 

Что же сначала?

Задачи на логику, на порядок действий

Задачи на память, на пространственное мышление, концентрацию внимания

34

 

Магические разряды

Задачи на количество, на счет, на разряды, на время, на логику

Задачи на память, на пространственное мышление

35

 

Математический анализ

Задачи на подбор, на сумму, на логику, на математический анализ

Задачи на память, на пространственное мышление, на концентрацию внимания

36

 

Волшебные таблицы

Работа с таблицами, комбинаторика, на логику

Задачи на память, на пространственное мышление, на концентрацию внимания

37

 

Задачи с расстоянием

Задачи на логику, на комбинаторику, количественные

Задачи на память, на пространственное мышление, на концентрацию внимания

38

 

Задачи на скорость

Задачи на логику, на соответствие, на количество, комбинаторика

Задачи на память, на пространственное мышление, на концентрацию внимания

39

 

Числовые равенства

Задачи на комбинаторику, логику, на скорость, на числовые равенства

Задачи на память, на концентрацию внимания

40

 

Занимательные доли

Задачи на комбинаторику, на доли, на количество

Задачи на память, на концентрацию внимания

41

 

Веселое сложение

Задачи на логику, на комбинаторику, количественные, на доли, на сложение

Задачи на память, на пространственное мышление, на концентрацию внимания

42

 

Кто говорит правду?

Задачи на логику, на соответствия, на счет

Задачи на память, концентрацию внимания

43

 

Площадь фигуры

Задачи на комбинаторику, на счет, площадь

Задачи на память, на концентрацию внимания

44

 

Новые друзья * и :

Задача на логику, на движение, на счет

Задачи на память, на концентрацию внимания, пространственное мышление

45

 

Круги Эйлера

Задачи на соответствие, на количество, на логику

Задачи на память, на концентрацию внимания

46

 

Свойства чисел

Задачи на свойства чисел, развертка, на движение

Задачи на память, на концентрацию внимания, пространственное мышление

47

 

Знакомимся с равенствами

Задачи на количество, на равенство, на последовательность

Задачи на память, на пространственное мышление

48

 

Уравнения

Задачи на движение, на комбинаторику, на количество

Задачи на память, концентрацию внимания

49

 

Какая закономерность?

Задачи на логику, на количество, на закономерность

Задачи на память, на концентрацию внимания, на пространственное мышление

50

 

Четное или нечетное?

Задание на логику, геометрические фигуры, на сравнение, на свойства чисел

Задание на память, на концентрацию внимания, пространственное мышление

51

 

Развертка

Задачи на последовательность, на логику, на счет

Задачи на память, на пространственное мышление, на концентрацию внимания

52

 

Длина и ширина

Задачи на свойства чисел, развертка, на движение, на площадь, на логику

Задачи на память, на концентрацию внимания, на пространственное мышление

53

 

Половина-это как?

Задачи на количество

Задачи на память, на концентрацию внимания, на пространственное мышление

54

 

Метод предположения

Задачи на количество, на свойства чисел, комбинаторика, равенства

Задачи на память, на пространственное мышление, на концентрацию внимания

55

 

От обратного

Задачи на логику, на свойства чисел

Задачи на память, на концентрацию внимания,

56

 

Найти расстояние

Задачи на размещение, на логику, на счет

Задачи на память, на концентрацию внимания

57

 

Закономерность

Задача на логику, на движение, на счет, на закономерность

Задачи на память, на концентрацию внимания

58

 

Мир воображения

Задачи на закономерность, логику

Задачи на памыть, на пространственное мышление

59

 

Математические гонки

Задачи на время, на последовательность

Задачи на память, на концентрации внимания

60

 

Кто за кем?

Задачи на количество, на последовательность, на сравнение

Задачи на память, на концентрацию внимания

61

 

Промежуточное тестирование

   

62

 

Как же разделить

Задачи на количество, на логику, на разрезы

Задачи на память, на концентрацию внимания

63

 

Производительность

Задачи на работу, на анализ, на количество

Задачи на память, на концентрацию внимания

64

 

Что лишнее?

Задачи на нахождение лишнего, на счет, на геометрию

Задачи на память, на концентрацию внимания

65

 

Угадай число

Задачи на счет, на геометрию, на количество, на расстояние

Задачи на память, на концентрацию внимания, на пространственное мышление

66

 

Посчитай, если сможешь

Задачи на количество, на логику

Задачи на память, на концентрацию внимания

67

 

Разрезы

Задачи на расстояние, на разрезы, на количество

Задачи на память, на концентрацию внимания, ребусы

68

 

Что там дальше?

Задачи на арифметические действия, комбинаторика, на закономерность

Задачи на память, на концентрацию внимания

69

 

Найди число

Задачи на разрезы, на арифметические действия, на логику

Задачи на память, на воображение, на концентрацию внимания

70

 

Волшебный квадрат

Задачи на геометрию, волшебный квадрат, на количество

Задачи на память, на концентрацию внимания, судоку

71

 

Задачи на распределение

Задачи на количество, на свойства чисел

Задачи на память, на концентрацию внимания

72

 

Аттестация

   

























 

Список литературы

 

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 5-6 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2009
2.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.













 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В программу включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения и пространственного мышления

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • развертки;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением программы является развитие мышления. С этой целью используются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять анализ и синтез, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 

Записаться на занятия
Записавшись, Вы даете согласие на хранение и обработку персональных данных. Мы гарантируем, что Ваши контактные данные и другая доверенная нам информация не будут переданы третьим лицам.