Образовательная программа математического кружка
Индивидуальный предприниматель
Верещагин Дмитрий Николаевич
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Занимательная математика»
г.Чехов-2021г.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» относится к виду дополнительному образованию, подвиду- дополнительное образование детей и взрослых. По своему функциональному предназначению программа является общеразвивающей. В ходе занятий дети должны проявить комплексные знания и умения в области математики, поэтому в программе сделан акцент на усиление в содержании деятельностного компонента, активизации самостоятельной познавательной деятельности. Направленность программы естественнонаучная.
Данная программа разработана с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564);
- Примерных требований к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844).
1.1. Педагогическая целесообразность, новизна программы.
Умение решать нешаблонные задачи в современном обществе является неотъемлемой частью профессиональной, общественной и личной жизни человека и средством включения в социокультурное пространство. Именно поэтому педагогически целесообразно создание условий для формирования и развитие навыков решения нестандартных математических, логических и прикладных задач через использование активных, традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения. Программа составлена для детей различных возрастов. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов.
Новизна программы заключается в реализации поливариантного подхода к организации образовательного процесса, использовании системы взаимосвязанных занятий, направленных на активизацию мыслительного процесса обучающихся посредством применения разнообразных педагогических технологий и форм работы, интегрирующих разные виды деятельности. Преимущество предлагаемой программы заключается в том, что основное внимание в ней уделяется выработке умений и навыков решения именно нешаблонных задач.
1.2. Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию сознательных мотивов обучения и базовых школьных навыков. Особое внимание в программе уделяется решению нестандартных задач, нацеленных на выработку навыка самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические и логические модели. И наконец материал программы включает в себя первоначальные знания в области информатики и учит алгоритмическому мышлению, что особенно важно в наш компьютерный век.
1.3. Направленность программы, ее цель и задачи.
Задачей данной программы является формирование и развитие мыслительных навыков учащихся в полном их комплексе, а также создание положительной мотивации к обучающей деятельности, популяризация математических и естественнонаучных знаний.
Данная программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.
Программа рассчитана на базовый уровень овладения школьными знаниями в области математики и других предметов естественнонаучного блока.
Основная цель программы:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики и других естественнонаучных знаний.;
-содействовать умелому использованию научного языка и символики;
-учить правильно применять специальную терминологию;
-развивать умение выстраивать алгоритмы решения;
-научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
1.4. Отличительной особенностью данной программы является ее соответствие общим принципам:
а) Личностно ориентированные принципы
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность обучающегося, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно-ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
1.5. Возраст обучающихся: 6-12 лет.
1.6. Нормативный срок обучения: 72ч.
1.7. Режим занятий: один или два академических часа в неделю.
Количество обучающихся в группе от 1 до 5 человек
В соответствии с нормами САНПиН продолжительность занятия составляет 30 минут, перемены не менее 10 минут.
Форма организации деятельности по программе – индивидуальная или групповая.
1.8. Форма обучения: с применением дистанционных технологий.
1.9. Язык обучения: русский.
1.10. Планируемые результаты освоения содержания программы
Ожидаемые результаты:
- закрепление математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры математического мышления;
- формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, умения находить, формулировать и решать проблемы.
В результате изучения программы обучающиеся должны знать:
- существо понятия алгоритма;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
должны уметь:
-бегло выполнять в уме арифметические операции;
-производить подбор логически обоснованных решений
-проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи в соответствии требованиями общеобразовательной программы по математике для школьников соответствующей возрастной группы;
- решать практические задачи, связанные с нахождением величин, применяя изученные математические формулы, уравнения и неравенства;
- решать логические задачи;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность полученных результатов;
- графически иллюстрировать условие задачи и этапы ее решения
1.11.Формы работы:
-практические занятия;
-самостоятельная работа.
При самостоятельной работе обучающиеся пользуются предоставляемыми учебным центром обучающими материалами;
Поскольку программа является дополнительной по отношению к школьному образованию, с целью недопущения чрезмерной нагрузки на учащихся программа нацелена на отработку и усвоение материала во время самих занятий и не предусматривает выполнения домашнего задания.
Контроль за качеством усвоения учебного материала осуществляется посредством промежуточных и итоговой аттестации.
Формы промежуточного контроля: тестирование.
Форма итоговой аттестации: итоговое тестирование.
1.12. Итоговый документ: Сертификат об обучении. Выдаётся по желанию ученика при условии полного прохождения курса обучения и успешного прохождения итоговой аттестации.
3.КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 5-6 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2009
2.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
6.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В программу включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения и пространственного мышления
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- развертки;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением программы является развитие мышления. С этой целью используются задания, которые позволяют на доступном детям материале и на строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять анализ и синтез, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).