Принцип построения урока
Запомнить накрепко
Все задания математического кружка собраны в презентации. Которые педагог и демонстрирует детям во время урока.
Занятие, как правило, начинается с упражнения на память. Например - такого:
Это упражнение для учеников началки.
Для ребят постарше задания посложней. Надо будет запоминать наборы символов, слова, цифры. Естественно, не зубрить. Учитель показывает различные мнемотехники. И строит работу так, чтобы ученики использовали их при работе.
Иногда упражнения на память могут быть оформлены в виде игры.
Задачи
Затем - начинаются задачи. Причем даже у дошкольников.
Малыши и ученики началки за 30 минут успевают решить 2-3 задачи. Старшие ребята - побольше.
Задачи подбираются таким образом, чтобы кружковцы постепенно осваивали разные методы решения. При этом как такового теоретического объяснения материала - знаете, когда учитель говорит: "Ну-ка, детки, возьмите ручки и запишите" - и начинает лекцию, у нас нет. Все объяснения - по ходу решения.
Как нет и явно выраженной темы урока. Обычно на одном занятии ребята решают задачи из разных тем. Это делается специально. Мы принципиально отходим от школьного принципа - вот, я показал тебе шаблон, как решить, а ты теперь нарешай 200 таких же задач, чтобы запомнить, как это делается. Нам важно научить думать. Поэтому мы стараемся делать так, чтобы каждая задача была своеобразной и не походила на прежние. А ребятам приходилось постоянно переключаться с одного способа мышления при их решении на другой.
Учитель постоянно контролирует выполнение заданий. Часто - "ведет" ученика. Но делает это так, чтобы ребенку надо было постоянно концентрировать внимание на задаче. Делать выводы. Искать ходы. Такой подход позволяет даже "слабым" ребятам добираться до решения.
При этом тематика задач, которые выполняют кружковцы - обширна. Логические, на структуру чисел, на понимание смысла арифметических действий, четность, комбинаторику, части, геометрию, множество других. Все эти темы чередуются таким образом, чтобы ребята постепенно отрабатывали самые разные приемы рассуждений и методы решения. Вот пример набора задач, которые могут быть предложены ученикам 3-4 классов в течение одного занятия:
- Сундук, полный золота, весит 32 пуда, а сундук, заполненный золотом наполовину, весит 17 пудов. Сколько весит пустой сундук?
- Миша, Антон и Степан решали задачки. Миша сказал: «Я решил больше всех задач». Антон усомнился: «Либо ты решил не больше всех задач, либо Степан меньше всех». Степан сказал: «Я решил больше задач, чем Антон». Кто решил больше всех задач, если прав только один из мальчиков?
- Как можно в уме быстро вычислить сумму всех чисел от 1 до 100?
И ребята их решают. Пусть, повторюсь, не всегда сами, а под руководством педагога. Но решают. До ответа доходят все. Причем доходят, реально понимая, как они этот путь прошли.
Немного психологии
Но задачи никогда не следуют одна за одной. Между ними обязательно идут развивающие упражнения. Которые помогают ребятам, с одной стороны, переключиться. А с другой - постепенно вырабатывают у них навык концентрации внимания, развивают пространственное мышление, формируют навыки быстрого счета и другие, необходимые для продуктивного мышления. Такие упражнения тоже на одном занятии никогда не повторяются. Благодаря чему при их выполнении каждый раз задействуются разные ресурсы. Вот образец некоторых из таких упражнений, которые используются на занятиях с ребятами старшего возраста:
Это упражнение делается мысленно
Очень сложное упражнение, нацеленное на выработку навыка внимательного чтения.
Используются также всевозможные лабиринты, задания на поиск и сравнение, выделение главного и пр.
Заканчивается же урок всегда чем-нибудь интересненьким. Например - заданием на поиск отличий между картинками. Детективной головоломкой. Какой-нибудь игрой. В общем, чем-то таким, что позволит ребенку сбросить напряжение и выйти из урока в радостном настроении.