Главная \ Интернет-журнал "Школы ученых" \ Исторические байки \ Желали знать, что будет: как работал Дельфийский Оракул

Желали знать, что будет: как работал Дельфийский Оракул

← Предыдущая Следующая →
37
Желали знать, что будет: как работал Дельфийский Оракул

Древние греки в массе своей верили в предопределение. Поэтому не предпринимали серьезных шагов, не спросив у предсказателей: выгорит дело или не выгорит. По крайней мере, такое впечатление складывается, если судить по рассказам древнегреческих авторов.

Оговорка не случайная. Авторы - они такие авторы: могут и приврать, и от себя что-то добавить. И выдать желаемое за действительное. Поэтому мы их, конечно, уважаем, и признательны им, но...

Господа! Не надо верить никому на слово. Мне, кстати, в том числе. Любую информацию - проверяем. Смотрим источники. А если недосуг (что понятно) - то хотя бы держим в голове, что она может оказаться ошибочной. Прям вот не забывайте об этом.

Всё, теперь моя совесть чиста. Я Вас предупредил. Могу дальше рассказывать о греках.

Главным предсказателем в Греции были Оракулы. А главным из Оракулов - Дельфийский. Так получилось. Рассказывают (хотя и совершенно точно байку, зато байку занятную; и в ней наверняка есть доля правды), что однажды пастухи пасли овец на склонах Парнаса неподалеку от Дельф. Одна отбилась от стада. Забежала на холм. И вдруг начала прыгать, беситься, скакать и ругаться матом.
-Кукуха поехала, - пожав плечами, покрутил у виска один из пастухов и потрусил к овце, загонять ее обратно в стадо. Но стоило ему подняться на пригорок, как он тоже начал прыгать, беситься, скакать и ругаться матом.

Тут уж и остальные смекнули, что дело не ладно. Послали за жрецами.

Те сообщили, что место это - непростое, не иначе как сам бог Апполон когда-то давным давно сражался здесь со страшным змеем Пифоном. А коли так - надо тут построить Храм в честь победы златокудрого. И тогда Бог в благодарность будет приоткрывать перед греками завесы будущего. Так и поступили.

В новом храме поставили каменный Алтарь. На который стали сажать специальных жриц - Пифий. Зловонные испражнения поверженного чудовища (а может просто какие-то бьющие из-под земли наркотические газы, это уж как кому нравится) заставляли девушек впадать в транс: они начинали прыгать, беситься, скакать и ругаться матом. К ним подводили вопрошающих, и те в благоговейном почтении задавали свой вопрос. В ответ Пифия отвечала:
-Ууууррр Мееее Ха-ха-ха Блин Кукареку! Бу!
Ну или что-то типа этого.
Окружавшие же ее жрецы почтительно внимали каждому звуку, совещались и затем в стихотворной форме (все знали, что Бог Аполлон чтит поэзию) переводили впечатлёному клиенту ее ответ. Например, так:
-Ты спрашиваешь, стоит ли тебе купить оливковую рощу? Пифия знает ответ. Вот он:
"Если в полуночь ты в жертву барана младого
С почестью Богу отдашь,
Масло оливок злотых обернется злотою ж монетой".

Обрадованный бизнесмен сразу после жертвоприношения спешно совершает сделку. Отдает все состояние за оливковой сад. Тут же налетает страшный ураган. И губит все деревья.

Несчастный банкрот, стеная, вопрошает Аполлона:
"За что ты со мной так? Я же сделал, как ты просил! В полночь принес барана в жертву."
А жрецы в ответ:
"Дубина! Этого-то как раз и не надо было делать. Кто же приносит жертву в полночь перед такой сделкой? Тебе же греческим языком, как человеку, было сказано: сделаешь так - и все: масло, которому цена медяк, обернется для тебя золотой монетой. Потому что для разорившегося нищего даже медяк заплатить - так же дорого, как богачу заплатить золотую монету. Что тут было непонятно? Ступай, любезный, ступай. А будут ещё вопросы - обращайся. Пифия обязательно тебе поможет".

Вся греческая история кишит рассказами о неправильно понятых предсказаниях. Вот, например, один из них:

Дорийский царь Гилл (на секундочку, сын Геракла - обычное дело для греков, половина их знатных родов считали себя потомками Одиссеев, Прометеев или каких других героев) собрался идти завоевывать Пелопоннес. Послал гонца в Дельфы справиться, будет ли поход удачным. Пифия ответила: «Подождите, когда будут третьи плоды и затем смело идите сквозь теснину».

Гилл обрадовался, подождал три года, и когда сняли третий урожай - напал на Пелопоннес через узкий Коринфский перешеек - то есть сквозь теснину. Тамошние ахейцы вышли навстречу, готовые к драке. Чтобы предотвратить кровопролитие, договорились решить дело поединком вождей (тогда ещё такое было в заводе). Гилл проиграл, и дорийцы были вынуждены отступить.

Раздосадованные, отправились в Дельфы. Все с теми же претензиями: "Аполлон, за что ты с нами так?" В ответ жрецы возмутились: "Да что Вам не понравилось-то? Вам же было ясно сказано - ждите третьих плодов. Человеческих, болваны, человеческих. А Вы о каких подумали? Должны смениться три поколения. И вот тогда уже можно смело идти через теснину. Но не сухопутную, как вы, простофили, решили, а морскую. То есть через Коринфский пролив. Ну чего тут непонятного-то?"

И пришлось дорийцам ждать ещё три поколения. Лишь потом они повторили попытку завоевать полуостров. Сели на корабли. Прошли через Коринфский пролив. И да - тогда, действительно, смогли покорить местных ахейцев. Как и предсказывал Оракул.

Но жёстче всех опростоволосился лидийский царь Крёз. Богатый - как... да как Крёз. Но ему было мало. И решил он покорить соседних персов. Как водится, отправил гонцов в Дельфы. Но перед этим - Крёз был хитрым - предпринял меры, чтобы удостовериться в качестве их работы. Разослал посланцев по всем известным тогда Оракулам, даже в Египет. В назначенный день и час царские слуги должны были спросить о том, чем сейчас занят Крёз, царь Лидии. Бог его знает, что ответили остальные, но Дельфы сообщили следующее: "Вижу ягненка, который кипит рядом с черепахой. Медь сверху, медь снизу".

Удивленный посланник слово в слово передал все царю. Крёз возликовал. В назначенный час он варил похлёбку из молодого барашка и черепахи и был уверен, что даже в самом страшном сне ни один жрец такого придумать не сможет. Тогда уж он и отправил в Дельфы основного посла - узнать про поход на персов.

Оракул ответил: "Если ты пойдешь на Персию, ты уничтожишь великую державу".

Крёз это и собирался сделать - уничтожить Персию. Поэтому смело пошел на соседней. И - сказать, что был разбит, значит ничего не сказать. Лишился всего, кроме собственной головы. Да и ту удалось сохранить лишь с величайшим трудом. Бывший владыка угодил в плен. Долго сносил удары судьбы и унижения. Когда же через много лет смог вновь очутиться в Дельфах - то задал Апполону оригинальный вопрос: "За что ты со мной так?"

И снова Оракул выкрутился: "А в чем претензии? Тебе же сказали - пойдешь на Персию, уничтожишь великую державу. Ну и уничтожил. Разве нет? Только свою, бестолочь, свою державу, а не персов".

Но в рассказах греческих авторов немало и обратных историй, когда предсказания Оракула решали судьбы целых народов.

Афинские ахейцы отбиваются от дорийских завоевателей. Читай - от только что образованной Спарты. Спартанцы изгоняют из своего города одного отщепенца - воевать, понимаешь, не хочет, умничает, интеллигент, видете ли, нашелся! Звали этого ренегата Кодр. Он бежал в Афины. Там всем очень понравился. И его избрали царем.

Спартанцы вознегодовали - да как так, предателя - и в цари! Пошли войной на Афины. Ну и, естественно, спросили Оракула - что сделать, чтобы победить врагов. Пифия пообещала дорийцам победу, но при условии, что они не тронут афинского царя. Делать нечего. Скрепя сердце, спартанцы дали распоряжение в войске ни в коем случае не причинять вред Кодру. И приступили к осаде.

С каждым днём положение города становилось все сложнее и сложнее. Тогда Кодр решил спасти свое новое отечество, пожертвовав ради него жизнью. Он переодевается простолюдином, пробирается в стан спартанцев, устраивает там дебошь и в потасовке умирает от рук спартанца.

Ну а на следующее утро делегация афинян приходит в лагерь дорийцев и просит вернуть им тело их царя.
-Какое ещё тело? - удивляются спартанцы. -Не трогали мы Вашего царя.
-Ага, не трогали! - возмутились афиняне. -А это тогда чей труп лежит? - указали они на окровавленное тело Кодра. -Пушкина?

Поняли дорийцы, что нарушили запрет Оракула. И отступили.

Афиняне же, якобы, с этих пор отказались от монархии и стали править без царей: дескать, такого же царя у нас больше уже точно не будет, а другого, худшего - и вовсе не надобно.

Так в Афинах зародилась знаменитая афинская демократия. А Вы думали - как?



 

Записаться на занятия
Записавшись, Вы даете согласие на хранение и обработку персональных данных. Мы гарантируем, что Ваши контактные данные и другая доверенная нам информация не будут переданы третьим лицам.