Главная \ Статьи и новости \ Играть и договариваться

Что делать, если ребенок разговаривает на онлайн занятии

22

В старших группах математического кружка проблемы разговоров на уроке нет

Чаще всего проблема болтовни на онлайн занятиях - на уровне, что с ней надо что-то делать - возникает в начальной школе. Редко-редко - в группе 5-6 классов. У старшаков - мы с таким не сталкивались. По крайней мере, если говорить именно про математические кружки.
Ну просто в силу того, что на занятия приходят ребята мотивированные. А с такими - всегда можно договориться. При том что запрета разговаривать у нас как такового нет. Можем попросить помолчать, чтобы не мешать остальным. Это да. Но не более того. Обычно этого реально бывает достаточно.

Другое дело - у малышей.

Среди них много ребят общительных и активных, которым трудно сдерживать себя. И это, кстати, нормально. 
Повторюсь:  как такового запрета разговаривать на математических кружках у нет. В том числе и в младших группах. До какого-то момента разговоры сами по себе - не страшны. И мы далеко не всегда им противоборствуем. 
Плохо, если болтовня мешает работать - самому болтуну или его товарищам. 
Тогда, действительно, стоит на нее обратить внимание . 
При этом мы изначально решили, что для нас неприемлемы никакие дисциплинарные методы. Они - не про развитие. И не способствуют одной из важных целей, которую мы ставим перед собой - сделать так, чтобы ученики получали кайф от работы ума.
Поэтому:

Все используемые нами методы в той или иной степени сводятся к игре.

И часто зависят от того, почему именно ребенок много разговаривает.
Хотя есть и несколько наработок, которые эффективны в любом случае.

Договор

Начинать стоит с самого простого метода. С договора. Во многих случаях его бывает достаточно.
Мы просто просим ребят во время выполнения каких-то заданий, когда важна тишина, выключать звук. Тогда общение идет либо в чате, либо с помощью заранее установленных жестов. Если уж совсем очень важно что-то сказать - ребенок в любой момент может звук включить.

Нинетниданияшка

Другой хороший способ - такая вот игра. В начале занятия мы предупреждаем, что сегодня в течение всего урока нельзя будет говорить слова "да", "нет", "я" и все возможные их формы и заменители.
Вы пробовали болтать на уроке, не говоря слова "да", "нет", "я" и все возможные их формы. Нет? Вот лучше и не пробуйте. Это почти невозможно.
Заработав первые штрафные баллы, ребята очень скоро понимают, что лучшая стратегия в этой игре, чтобы победить - молчать. И начинают общаться невероятно лаконично.
Единственный момент - чтобы все было честно, руководителю кружка тоже приходится играть. Догадываетесь, кто обычно оказывается проигравшим?
Кстати, судить со стороны ребят можно назначить самого склонного к поговорить ребенка. Наполовину количество сказанных им слов уменьшится просто потому, что он будет внимательно следить за вами.

Красный, желтый

Во многих (но не во всех) группах хорошо работает еще один прием. Придумайте несколько условных цветовых обозначений. Которые напоминайте перед каждым занятием. 
"Ребята, если фон слайда, который я покажу вам, желтый - огромная просьба без нужды не говорить. Если красный - говорить можно, но только в самом крайнем-крайнем случае. Если открыт такой слайд, а тебе очень-очень-очень хочется что-то сказать вслух, пять раз подумай, очень ли это важно? Не ждет ли до следующего слайда? И нельзя ли сообщить все через чат".
Но только - не частите с красными слайдами. За занятие их может быть только один-два. Лучше ставьте желтый. 

Молчанка

Можно - придумать игру, требующую молчания. Что-то типа молчанки. Сказал слово - тебе в чат летит, например, пример. Который надо в уме решить. Такую игру тоже не стоит распространять на все занятие.  Включать лишь в те минуты, когда общение действительно будет отвлекать ребят.

Давно не виделись

На кружок могут ходить ребята, которые хорошо друг друга знают. Даже если он онлайн. В этом случае желание поболтать - естественное. Если оно не мешает работать - не вижу смысла мешать. Можно просто договориться - заходим в Скайп на 3 минуты раньше. И эти три минуты ребята могут поболтать. 
А потом звучит сигнал. Придумайте, какой. Вы ли поете: "Та-да-да-да!!!". Подносите к микрофону будильник. Включаете музыку. В этот момент - вы об этом заранее предупреждаете - все должны замереть и изобразить пантомиму - Статуя. Вы смотрите, у кого лучше получилось. Хвалите. И тут же, не давая переключиться на обсуждение статуи, даете первое задание. 
"Отлично! Я вижу - вы прекрасно готовы к работе. Внимание! Сейчас будет интересное задание. Включаем память. Включили? Поехали!" И начинаете заниматься математикой. Русским. Ну или какой-там ожидается урок.

Жажда внимания

Часто причиной излишней общительности становится желание почувствовать внимание руководителя, ребенку хочется, чтобы его похвалили за удачное решение или, наоборот, ему нужно пожаловаться на то, что ничего не получается.
Есть такое. Хочется. И с этим важно считаться.
Ребята ваше внимание должны чувствовать все время на протяжении занятия. Причем лично к себе. Называйте по именам. Спрашивайте каждого, как дела? Все ли получается? Хвалите.
Но! Важно, чтобы это внимание не было страшным! Речь не про опрос: "Иванова, к доске!" Речь именно про внимание. Ребенок должен чувствовать, что вы не завалить его хотите, а, наоборот, поддержать. 
Но если желание получить похвалу или быть замеченным становится слишком навязчивым и мешает работать - Вам и остальным, переключите его на какой-то беззвучный вариант. 

Скажи без слов

Предложите попробовать сказать все без слов - одними жестами. Но только тогда не забывайте эти жесты замечать.

Чат

Несказанное можно написать через чат (но многим малышам это сложно - медленно печатают). Или...

Рисунок

...нарисовать на бумаге и показать перед камерой.

Под этот шумок у вас получится не обидно отключить звук у ученика (если вы работаете в Zoom, там есть такая возможность). Мол, чтобы случайно не подслушать, что ученик хочет сказать. А то неинтересно будет.

Записаться на занятия
Ваши контактные данные и другая доверенная нам информация не будут переданы третьим лицам.