⬇️ЛИСТАЙТЕ ⬇️
0
Корзина
0 шт.
0.00 руб.
Оформить заказ
Расширенный поиск

Золотое сечение как метод композиционного построения снимка

← Предыдущая Следующая →
103
Курсы фотографии для начинающих фотографов: золотое сечение

Кто придумал правила композиции?

Не так давно на уроке в нашей детской школе фотографии при "Эмигрантке" мальчик спросил: "Зачем художники придумали правила композиции"?
Не буду врать, эта дилемма мучила и меня в школьные годы. Тогда я, как честный пионер, отвечал себе : "Для порядка". Наверное, современный ребенок подыскал бы какой-нибудь другой ответ. Я было даже спросил ученика об этом. Но ответить он не успел: с места тут же вскочила девочка-отличница, заклеймила несчастного и объяснила, что эти правила никто не придумывал, что они всегда были, а художники просто научились их использовать "для красоты."
Ну, да, как-то так. Правила композиции основываются на особенностях восприятия двумерного изображения нашим мозгом. Если они соблюдаются - мы не испытываем дискомфорта, когда рассматриваем картины. Если не соблюдаются - испытываем. Только и всего.
Ну а так как наш мозг - лентяй еще тот, разбираться в причинах дискомфорта, если его не принудить к этому, он не будет: повесит на картину ярлык - "плохая", и забудет о ней.
Поэтому если мы хотим, чтобы наши работы нравились - нам волей-неволей приходится соблюдать правила.

Можно ли нарушать правила?

Впрочем, есть фотографы, которые намеренно вызывают у зрителей чувство дискомфорта, например, чтобы сделать свою работу выразительнее. Тогда они осознанно идут на нарушение законов композиции. И в результате у них нередко получаются настоящие шедевры.
Самая яркая и возбуждающая воображение фотокартина, которую я когда-либо видел (знать бы еще, кто ее автор) изображала на холсте размером с полкомнаты (фото было сделано в технике печати на холсте) чистейшее и прозрачнейшее голубое небо. Без единого пятнышка облаков. Оно занимало девять десятых кадра. Лишь внизу - пролегала волнистая линия желтых песчаных барханов. А в самом-самом углу картины угрюмо шел малюсенький - в сравнении с гигантскими масштабами полотнища - верблюд. 
На всех курсах фотографии мы непременно подчеркиваем, что законы композиции нельзя считать непременными. Как и большинство других законов фотографии, их можно и даже нужно порой нарушать. Но только для этого надо понимать, зачем и почему это делается.

Два слова о равновесии

Обычно разговор о композиции, что в фотографии, что в изобразительном искусстве, начинают с рассуждений о равновесии - есть такая очень интуитивная штука, которая лежит в основе художественной композиции. Что это такое - тяжело объяснить словами (честно говоря - не видел ни одного приличного объяснения: обычно все сводится к фразам, которые ничем не облегчают понимание сути предмета и уж точно не отвечают на вопрос как). Но все-таки поговорить об этом придется. Только чуть позже.
Сейчас же я бы для начала предложил несколько куда более понятных и легких в практическом применении правил. Следование которым, как минимум, позволит избегать грубых ошибок. А кроме того, заставит потихоньку чувствовать ту тонкую материю, к которой мы волей-неволей должны будем приблизиться, когда станем говорить про равновесие. 

Главный объект

На фотографии обязательно должен быть главный объект. То, на что в первую очередь будет направлено внимание зрителя. Это может быть какой-то предмет - человек, дом, травинка или, скажем, волк...

wolf-3818354_1280

Фото 1. На этом снимке не возникает вопроса, кто именно здесь главный объект

... а может - яркое цветовое или световое пятно.

sun-3726030_640

Фото 2. А на этом?

Но что-то быть должно обязательно. Если главного объекта нет, либо фотограф думает, что есть, но на само деле главное никак не выделено и потому не заметно зрителям - снимок получается скуууучным. Этим грешат, например, многочисленные морские пейзажи в Инстаграме. Море. Небо. И ничего больше. Вроде - красиво. Но - скуууучно!

Турция 187

Фото 3. Море. Небо. Не за что уцепиться взгляду

ПРАВИЛО 1: Перед съемкой решите, что на вашей фотографии будет главным. И выделите этот объект так, чтобы он сразу бросался в глаза.

Как выделить главный объект?

Есть много разных способов. И обычно фотограф использует сразу несколько. Мы про них про все поговорим в свое время. Сейчас же просто намекну, что, если речь идет о чем-то физически досягаемом, то на главный объект, как вариант, можно просто навести фокус.
А есть и еще один весьма любопытный и действенный метод. О котором как раз сегодня и пойдет речь.

Золотое сечение.

Еще в древности художники заметили любопытное свойство нашего зрения. Когда мы видим какое-то двухмерное изображение, мы (если, конечно, на картине нет чего-то, сразу же привлекающего наше внимание) рассматриваем его как бы по кругу, в первую очередь пробегая взглядом по нескольким "контрольным" точкам. Впоследствии эти выводы были подтверждены и учеными.
Все именно так и есть. Мы сперва рассматриваем и картину, и фотографию по четырем точкам. Которые находятся на точках пересечения горизонтальных и вертикальных третей. Что это значит: если взять кадр и разделить его по горизонтали на три равные части, проведя две вертикальные линии, и по вертикали - проведя две горизонтальные линии, то мы получим 4 точки - те самые точки пересечения третей. 

Без имени-1

Фото 4. Точки пересечения третей

Лишь после того, как мы "пробежимся" взглядом по ним, наши глаза начинают разглядывать другие детали изображения. 
Так вот, если разместить главный объект в одной из этих точках (которые получили название "золотого сечения"), такой объект в первую очередь привлечет наше внимание, а значит - будут выделен. 

Где размещать главный объект

Используя правило "золотого сечения", мы убиваем, на самом деле, сразу двух зайцев. Нам тогда не приходится ломать голову над тем, где лучше разместить главный объект. А это - не такая уж и простая проблема.
Большинству людей кажется логичным разместить объект съемки посередине. Например - вот так:
Снимок экрана 2018-11-22 в 21.04.43

Фото 5. Кошка на этом снимке выглядит застывшей на полке фарфоровой статуэткой

Теперь смотрите, что при этом происходит с нашим восприятием. Когда котяра находится в центре, наш мозг не понимает, откуда зверь в эту точку пришел и в какую сторону будет двигаться дальше. Может - справа, может - слева, по рисунку не понятно. Поэтому подсознательно мы воспринимаем такую фотографию как снимок заведомо неподвижного объекта. Статичного, как статуэтка на комоде. В таких случаях говорят - фотографии не достает динамики. Иногда она бывает и не нужна. Если, например, мы снимаем огромный дом - тут нам никакой динамики не надо. Стоит себе - и пусть стоит. Или если речь идет о парадном портрете какого-нибудь генерала. Тут придворному фотографу важно показать незыблемость позиции своего героя. 
В большинстве же других случаев нам куда интереснее смотреть на движение...

ПРАВИЛО 2: Не злоупотребляйте центральной композицией кадра

...А оно появляется на фотографии сразу же, как только мы смещаем главный объект в сторону от центра. Например, на линию "Золотого сечения." Даже если речь идет о фотографии лежащей кошки. У нас все равно появляется ощущение, что мы знаем, откуда зверь пришел и куда он через минуту побежит. Говорят - у фотографии появилась динамика. 

Снимок экрана 2018-11-22 в 21.04.43 копия

Фото 6. Чем ощущение от этого снимка отличается от того, что вы чувствовали при просмотре снимка предыдущего? 

Снимки, на которых главный объект размещен в точках (или даже просто на линиях) "золотого сечения" - обычно получаются динамичными (то есть глядя на них, зритель ощущает какое-то движение, хотя бы потенциальное - размещенный не по центру объект, по мнению нашего мозга, должен начать сваливаться на другой край фото, и хотя вроде бы этого еще по сюжету фотографии не происходит - нашему подсознанию все равно: ему кажется, что движение вот-вот начнется; отсюда и динамизм). И кроме того, они получаются гармоничными - наш мозг без проблем находит нужный ему главный объект, вздыхает с облегчением, радуясь, что ему не предстоит дополнительная работа, и невзначай посылает сообщение - это хорошая фотография.

ПРАВИЛО 3: Универсальный прием построения композиции снимка - размещение главного объекта в точках "Золотого сечения"

water-lily-3784022_640

Фото 7: Здесь фотограф выделил главный объект не только тем, что разместил его в точке "Золотого сечения", но и сфокусировавшись на нем, и сделав его гораздо более насыщенным по цвету, чем весь окружающий фон.

sunset-3689760_1280

Фото 8: На этом снимке, по сути, два главных объекта - лодка и солнце. Они выделены "Золотым сечением", причем оба (ох, не придирайтесь, вижу, вижу, объекты не совсем на точках пересечения третей, но на самом деле довольно близко к ним). Выделены цветом (лодка) и яркостью свечения (солнце). А еще - тем, что между ними в восприятии зрителя появляется как бы невидимая дорожка, которая соединяет два главных объекта вместе и еще больше притягивает к ним внимание зрителей.

girl-3801536_640

Фото 9: На портрете чаще всего главный объект - глаза. На них - наводится фокус. И именно они размещаются в "Золотом сечении".
На этом же снимке они выделены еще и тем, что выделяются светлым пятном на фоне оранжевого лица девушки. И - опять то же единение двух объектов, что и на прошлом снимке.
Обратите внимание - образ человека перед зеркалом (размытый) и образ в зеркале связаны воедино одной нитью. Догадались, какой? Естественно, взглядом девушки. И эта невидимая нить объединяет отражение с подлинником, сразу же приковывая к нему внимание зрителей. 


 

 
Яндекс.Метрика