⬇️ЛИСТАЙТЕ ⬇️
0
Корзина
0 шт.
0.00 руб.
Оформить заказ
Расширенный поиск

Статья из серии Курсы фотографии для начинающих фотографов, в которой рассказывается о том, что такое диафрагма

← Предыдущая Следующая →
95
Курсы фотографии для начинающих фотографов: диафрагма

Диафрагма

В рамках рубрики Курсы фотографии для начинающих фотографов мы уже начали разговор о настройках фотоаппарата, влияющих на экспозицию. Рассказав про то, что такое выдержка затвора.
Сегодня мы продолжим тему. На этот раз речь пойдет о диафрагме, втором параметре, отвечающем за яркость фотографии. Он вместе с выдержкой составляет экспозиционную пару.

Два слова о воде

Я в свое время упоминал, что мне нравится сравнение света с водой. Так же льется. Также образует волны. Да и к тому же, чтобы фотография для начинающих не была слишком уж замороченным предметом, на примере воды очень удобно упрощенно демонстрировать принципы фотосъемки.
В одном из прошлых материалов мы говорили о том, что выдержку можно сравнить с открытым краном: хочешь, чтобы воды налилось больше - оставь его открытым на подольше. Ну или - в случае с фотоаппаратом - сделай подлиннее выдержку затвора. 
Но налить побольше воды можно и другими способами. Например, наполнив кувшин не через узенькое горлышко крана, а из широкой трубы. Чем она будет шире - тем больше жидкости попадет в сосуд за одно и то же время.
Аналогично и со светом - чтобы его попало больше на датчики, не обязательно открывать затвор на долго. Можно просто увеличить отверстие объектива, через который свет попадает в камеру.

Фотосленг

Поскольку отверстие в объективе регулируется лепестковым механизмом, напоминающим диафрагму человеческого тела, то и в фотографии его стали называть диафрагмой. А следом за ним этот термин, пусть и в виде своего рода жаргона, распространился и на цифровое значение параметра, характеризующего степень открытия объектива (по умному его называют диафрагменным числом, но в разговорной речи такое обозначение практически не используется, только в книгах). Фотографы говорят - диафрагма 4, диафрагма 11, указывая этими числами то, на сколько велика "дырка" (еще одно сленговое фотографическое словечко) объектива. Следом за ними и мы станем использовать слово "диафрагма" именно в таком значении: во время уроков на курсах фотографии мы имели возможность не раз убедиться, что так начинающим фотографом проще не запутаться в терминологии.
Перед числом на письме принято указывать букву F. Запись F4 или F5,6 означает - диафрагма 4 или диафрагма 5,6.
Диафрагма - параметр относительный. По сути, как и в случае с выдержкой, он определяется в виде знаменателя дроби.

Физико-математический смысл диафрагменного числа (нелюбителям математики можно пропустить)

Рассказываю, откуда берется эта дробь. Сразу говорю: при изучении основ фотографии для начинающих эти сведения не слишком важны  -  ибо на понимание сути того, что такое диафрагма, они особо не влияют. Так что их можно пропустить. А я обращаюсь в первую очередь к дотошным любителям математики. Вдруг кому-то все-таки будет интересно…
Короче, эта дробь выражает отношение фокусного расстояния объектива к размеру "дырки". Соответственно, при одном и том же фокусном расстоянии чем больше будет отверстие объектива, тем меньшим будет сам этот параметр.
Но формула верна лишь для идеальных условий. На практике же конструкторам приходится учитывать еще и множество факторов, связанные с оптическими свойствами объектива, искажениями, преломлениями и прочими сложными материями. Поэтому на самом деле если фокусное расстояние разделить на реальный диаметр отверстия объектива - результат будет отличаться от значения диафрагмы. Аналогично тому, как физические задачи в учебниках годны лишь для издевательства над школьниками в классах - в реальной же жизни приходится учитывать всякие сторонние силы, сопротивления воздуха и прочее, прочее.

Чем больше, тем меньше

Поскольку диафрагма - это по сути знаменатель дроби, то ее увеличение означает, что относительное отверстие объектива уменьшается, света попадает меньше и фото будет при прочих равных темнее. И наоборот - при уменьшении диафрагмы объектив открывается. Соответственно, света попадет больше. И изображение окажется более светлым. При F4 снимок будет светлее сделанного при F8.

Шаг в шаг

Диафрагма подбирается конструкторами объектива таким образом, что каждое соседнее значение увеличивает или уменьшает количество света в два раза. Иными словами, как и в случае с выдержкой, экспозиция изменяется на одну ступень. И также как в случае с выдержкой, градуирование фотоаппаратов обычно (но не всегда) предусматривает деление одной ступени на три равные части - шага.
Сказанное означает, что переместив переключатель выдержки на один шаг в направлении более темного снимка (то есть - удлинив выдержку) и одновременно сделав диафрагму меньше на один шаг (то есть чуть приоткрыв объектив и таким образов пустив к матрице побольше света), мы в итоге никак не изменим экспозицию. Снимок каким был по яркости, таким и останется.
Мы подошли к
 самому, пожалуй, важному закону фотографии для начинающих папарацци:

ПРАВИЛО: Изменение настройки выдержки и диафрагмы на одинаковое количество шагов ведет к одинаковому же изменению яркости (экспозиции) фотографии.

Как и в случае с выдержкой, диафрагма влияет не только на яркость. И также, как было при разговоре о выдержке, о том, на чем еще сказывается ее изменение - мы расскажем в нашем следующем материале из серии Курсы фотографии для начинающих фотографов.

Яндекс.Метрика