⬇️ЛИСТАЙТЕ ⬇️
0
Корзина
0 шт.
0.00 руб.
Оформить заказ
Расширенный поиск

Что такое ISO в цифровой фотографии

← Предыдущая Следующая →
115
ISO

В прошлых статьях из цикла "Курсы фотографии для начинающих фотографов" мы уже поговорили о двух основных настройках, влияющих на экспозицию - о выдержке и диафрагме (о них мы рассказываем вот в этих материалах: Экспозиция, выдержка, Как выдержка влияет на резкость фотографииДиафрагма, Глубина резкости).
Осталось рассмотреть последнюю настройку - светочувствительность ISO.

Что такое ISO?

Настройки выдержки и диафрагмы влияли на то, сколько света физически будет поступать на матрицу. В отличие от них, параметр светочувствительности управляет чувствительностью самого фотоаппарата. Он чем-то похож на громкость радиоприемника. Крутим ручку - и при тех же радиосигналах мы слышим более громкий или более тихий звук. Так же и с ISO. При одной и той же интенсивности света при изменении светочувствительности мы будем на выходе получать более светлую или более темную картинку.

Цифровое обозначение ISO

ISO принято обозначать числами, кратными 10: 50, 400, 1600 и пр. В отличие от выдержки и диафрагмы, увеличение числового значения которых свидетельствует об уменьшении яркости снимка, рост значения ISO приводит к увеличению яркости.
Причем, как и в случае с выдержкой и диафрагмой, значения подогнаны таким образом, что при увеличении или уменьшении их в 2 раза освещенность фотографии увеличивается или уменьшается в те же два раза. Или - выражаясь на языке профессиональных фотографов - изменяется на одну ступень (о том, что такое ступень экспозиции - смотрите здесь). А значит, с точки зрения экспозиции нет разницы, какой параметр из трех мы будем изменять. Выбор же между ними происходит с учетом того, на что, кроме яркости снимка, влияют выдержка, диафрагма и светочувствительность.
Напомним, выдержка влияет на резкость снимка (подробнее об этом читайте здесь), диафрагма - на глубину резкости (подробнее - здесь). С ISO же связан такой неприятный момент, как шумы.

Шумы

Говоря про них, уместно будет опять провести аналогию с радио. При увеличении громкости в динамиках приемника, кроме основного звука, появляется неприятный фон из потрескиваний и шипения. Помехи. Которые будут тем сильнее, чем выше - громкость и чем хуже - сам наш приемник.
Нечто похожее происходит и при фотосъемке. По мере увеличения ISO с матрицы на процессор камеры поступает все более сильный сигнал, и по мере нарастания его мощности неизбежно возникают помехи - их называют шумами. На фотографии они видны как неприятные серые или цветовые пятна.

DSCF2062_8_8
Пятна на этом фрагменте фотографии - это и есть шум. Обратите внимание - он особенно силен на темном участке (сверху справа над стулом) и почти совсем отсутствует на светлом женском плече

Обычно шум интенсивнее образуются в однотонных темных - серых или черных - участках снимка. Однако при высоком ISO может покрывать и вовсе всю фотографию.
Как и в случае с приемником, уровень шумов сильно зависит от качества матрицы. Фотоаппараты, предназначенные для профессиональных фотографов, обычно позволяют снимать при в разы более высокой светочувствительности, чем недорогие любительские камеры. Кроме того, поскольку серьезный прорыв в производстве бесшумных матриц был сделан лишь в последние годы, при прочих равных старые модели аппаратов всегда шумнее современных. Скажу так - лет 8 назад стандартным рабочим инструментом фоторепортеров средней руки была камера Canon 40D. Которая позволяла, пусть и с некоторым натягом, работать на ISO 800. И это считалось очень приличным показателем. Сейчас же даже относительно недорогие аппараты с небольшими матрицами обычно без проблем делают снимки на ISO 1600.

Два слова о борьбе с шумами

Честно скажу, бороться с шумами легче при съемке, чем при последующей обработке фотографий. Дело в том, что все программы-шумодавы работают по принципу размытия. И какими бы продвинутыми они ни были, они портят изображение, делая его неестественно мягким и нерезким. Причем эффект будет тем сильнее, чем сильнее шумы.
Поэтому если есть возможность снимать с небольшим ISO - лучше снимать с небольшим ISO. С каким - зависит от Вашей камеры. Как уже сказал, большинство современных аппаратов среднего уровня спокойно держат 800. Многие - 1600. Но вот выше - единицы. Сделайте несколько снимков на свой фотоаппарат с разными значениями светочувствительности и определите порог, ниже которого уровень шумов Вы посчитаете приемлемый. И старайтесь не забираться выше него. В обычных условиях как правило это удается.

Но что делать, если света не хватает?

О, а вот тут начинается обычная для фотографов эквилибристика. Приходится на ходу придумывать, чем в этот момент можно пожертвовать, чем нельзя. И уже на основании этого принимать решение - увеличивать яркость за счет удлинения выдержки, открытия диафрагмы или увеличения ISO. В этом - целое искусство. Собственно, владение им - одно из главных отличий профессионального фотографа. Мы тоже постараемся хотя бы чуть приобщиться к нему. Но только уже не сейчас. А в одной из следующих статей из серии Курсы фотографии для начинающих фотографов. 

Яндекс.Метрика