⬇️ЛИСТАЙТЕ ⬇️
0
Корзина
0 шт.
0.00 руб.
Оформить заказ
Расширенный поиск

Ореховый Будда Бориса Акунина рецензия

← Предыдущая Следующая →
0
185
Остросюжетное поучение: "Ореховый Будда" Бориса Акунина

Я и вообще-то ценю Бориса Акунина и считаю его одним из лучших современных отечественных писателей. А новая же его повесть - "Ореховый Будда" - так и вовсе произвела на меня очень сильное впечатление. Написанная в весьма оригинальном жанре - я бы его назвал остросюжетным поучением - книга от начала и до конца держит в напряжении. Но при этом - заставляет то и дело отрываться от текста, задумываться, примерять на себя мудрости ее героев. А еще она подкупает почти дневниковой искренностью: мне всю дорогу казалось, что автор в такой вот аллегорической форме просто рассуждает вслух, пытаясь найти ответы на волнующие его вопросы. Что, кстати, очень может быть. 
В повести есть такая сцена. Один из главных героев, мудрый учитель Симпей держит путь из далекой Московщины обратно домой в Японию и скрашивает себе долгую дорогу тем, что придумывает собственный воображаемый мир. Такой, который лично ему бы, Симпею, был бы симпатичен. Мол, пейзажи можно оставить какие есть. А вот летнюю жару - уберем. И зимнюю стужу. Зверей хищных тоже не надо. Людей же оставим. Только немного. Чтобы жизни их не становились такими же не ценными, как в нашем нынешнем мире. Миросоздание так увлекает странника, что он идет, не замечая ни усталости, ни даже течения времени.  
Так вот, прочитав этот эпизод, я вдруг подумал, что автор очень похож на своего героя.  Акунин тоже неспешно создает свой мир. Но только в отличие от Симпея - не с нуля. И не для того, чтобы скоротать время.
Заготовкой для его Вселенной служит замученная нескончаемой войной и царскими причудами Русь петровской эпохи. В том виде, в котором представляет ее сам писатель. Мрачная, безрадостная и страшная.  Поселив в нее своих героев и отправив каждого по Пути, автор, словно в виртуальной модели, неторопливо разглядывает их, примеряет к перипетиям жизни, а вместе с ними - исследует и те философские концепции, те взгляды, которые близки и интересны самому писателю. 
Но при этом Борис Акунин остается верен наставлению, которое тот же Симпей дает своей ученице: ничего не принимай на веру, все пробуй на зуб. И писатель пробует. Заставляя одновременно и нас, свидетелей его разговора с самим собой, сомневаться и ничего не принимать на веру. Только-только поддашься обаянию учения Симпея - как в тот же миг сам герой берет, и нарушает собственный канон. Только уверуешь, что вот, наконец, тебе продемонстрировали истинный Путь - как Ката, верная ученица своего учителя, вдруг резко сворачивает с выбранной, казалось, навсегда дороги, меняя ее на другую. Которая для нее оказывается не менее ценной. Получается - что истинной для всех тропы-то и нет. У каждого своя стезя. По которой один может ехать на большой телеге к великой - для всего человечества - цели. И это хорошо. Главное только - чтобы у такого возницы хватило на всех добра: не то получится, как с царем Петром, кнутом заставляющим всех своих подданных жить в выдуманном им мире. Но не плохо также ехать и в телеге малой. К малой цели личного совершенствования. Главное только - чтобы вообще ехать. А не прозябать на месте, даже и не помышляя ни о каком Пути. Собственно, про это и повесть.
Два слово об обвинениях Бориса Акунина в непатриотизме, которых предостаточно в комментариях в соцсетях. Сразу хочется вступиться и начать оправдывать автора, к которому лично я испытываю огромное уважение. Я уже даже и аргументы в душе заготовил. Мол, да, в книге Акунина Россия действительно выглядит страной мрачной и опасной - такой страшной, что на протяжении всей истории, болея душой за героев, только и думаешь, сумеют ли они вырваться за границу или пропадут где-нибудь в застенках Преображенского, в монастырских темницах или сгинут в неволи ладейщины (с Акунина-то станется - для его героев хэппи-энд совершенно не гарантирован). Ну так быть патриотом не означает лишь прославлять и любоваться. Что, честный русский священник (есть такой персонаж в Ореховом Будде), предупреждая наивную голландскую дурочку, которая спешит в Московию вслед за суженным, о том, что она из страны богатой и счастливой отправляется в страну несчастную и бедную - не патриот? Даже тогда, когда сам, вернувшись на увешанную головами убиенных стрельцов, но все же родную землю, пускает слезу: "Сподобил Господь вернуться"? Но, подумав, я понял, что это будет разговор не по делу. Не надо никого оправдывать! Пусть нам всем с детства говорят, что человек может быть либо патриотом, либо уродом и негодяем. Что третьего не дано. Но давайте еще раз вспомним мудрые поучения Симпея - ничего не принимайте на веру! Мало ли кто чего говорит! А мы возьмем, и подвергнем это незыблемое утверждение сомнению...
КУПИТЬ КНИГУ БОРИСА АКУНИНА "ОРЕХОВЫЙ БУДДА"

Яндекс.Метрика